Реклама

Мотоцикл Урал М 72

Мотоцикл Урал М 72 по своим конструктивным и эксплуатационным качествам относится к разряду тяжелых дорожных мотоциклов класса 750 см в кубе.

Выпускался с 1942 года Ирбитским и с 1952 года Киевским мотоциклетными заводами.

Мото урал м 72

За многие годы существования показал себя с самой лучшей стороны. Большой запас мощности двигателя на всех передачах, большая допустимая нагрузка, значительная скорость движения, удобство управления, простота ухода и обслуживания, большая износостойкость — все это привлекает к нему любителей мотоспорта.

Ценные качества обусловлены его удачной компоновкой и продуманной конструкцией.

Амортизация подрессоренных колес придает комфортабельность и значительно снижает утомляемость водителя при длительной езде.

Мотоцикл Урал М 72

Надежное освещение допускает быструю езду в темное время суток.

В настоящее время мотоцикл М 72 снят с производства, но на его базе созданы более совершенные по конструкции модели.

Урал М 72 технические характеристики

Общие данные

Тип мотоцикла - с коляской.
База, мм - 1430.
Дорожный просвет, мм - 130.
Колея, мм - 1100

Габариты, мм:
- длина - 2420;
- ширина - 1650.

Высота (по ключу зажигания) - 1000

Вес мотоцикла, кг:
- сухой - 335;
- рабочий - 380.

Расход топлива по шоссе, л/100 км - 7.
Запас хода по топливу по шоссе, км - 310.
Наибольшая скорость, км/час - 85.

Емкость (масляная), л:
- картера двигателя - 2,0;
- картера КП - 0,8;
- картера задней передачи - 0,150;
- воздухоочистителя - 0,2.

Емкость топливного бака, л - 22.

Картинка Урал м 72

Двигатель

Тип двигателя - четырехтактный двухцилиндровый.
Марка - М-72М.
Диаметр цилиндра, мм - 78.
Ход поршня, мм - 78.
Рабочий объем, см³ - 746.
Степень сжатия - 5,5 ± 0,2.
Максимальная мощность, л. с. - 22.
Максимальный крутящийся момент, кг м - 4,0.
Материал головки блока - алюминиевый сплав.
Прокладка головки блока - асбометаллическая 0,6 мм.
Материал поршня - сплав алюминиевый.

Фазы газораспределения (по углу поворота кривошипа), град.:
- начало впуска до в. м. т. - 76;
- конец впуска после н. м. т. - 92;
- начало выпуска до н. м. т. - 116;
- конец выпуска после в. м. т. - 52.

Карбюратор - Два К-37.

Силовая передача М-72 М

Передаточное число главной передачи - 4,62.
Сцепление - сухое двухдисковое в маховике двигателя.

Количество дисков:
- ведущих - 3;
- ведомых - 2.

Количество пружин - 6.

Технические характеристики коробки передач М-72 М

Тип - четырехступенчатая двухходовая.

Передаточные числа:
- на первой передаче - 3,6;
- на второй передаче - 2,286;
- на третьей передаче - 1,7;
- на четвертой передаче - 1,3.

Общее передаточное число:
- на первой передаче - 16,65;
- на второй передаче - 10,56;
- на третьей передаче - 7,85;
- на четвертой передаче - 6,01.

Шины мотоцикла М-72 М и их характеристики

Размер, в дюймах - 3,75-19.

Давление, кг/см²:
- переднего колеса - 1,6;
- заднего колеса - 2,0;
- колеса коляски - 1,8;
- запасного колеса - 2,0.

Зажигание и Электрооборудование М-72 М и их характеристики

Тип - батарейное магнето.
Марка катушки зажигания - Б - 2Б или Б-11.
Аккумуляторная батарея - 3МТ-14.
Генератор - Г - 11А.
Реле-регулятор - РР-31.
Сигнал - С - 23Б.
Фара ФГ - 6.

Двигатель м 72

Двигатель мотоцикла Урал М 72 двухцилиндровый четырехтактный, по своим конструктивным особенностям может быть отнесен к разряду форсированных двигателей дорожного типа (несмотря на нижний клапанный механизм газораспределения), так как степень сжатия, число оборотов и мощность его являются достаточно высокими. Двигатель на тяжелых мотоциклах Ирбитского завода имеет противоположное расположение цилиндров в горизонтальной плоскости, что обеспечивает хорошее уравновешивание сил инерции кривошипно-шатунного механизма и надежное охлаждение. К двигателю крепится коробка перемены передач, соединяющаяся при помощи муфты сцепления.

Двигатель мотоцикла Урал М 72

Цилиндры отлиты из легированного или модифицированного чугуна. За одно целое с нижними опорными фланцами цилиндров отлиты клапанные коробки. Левый цилиндр вынесен несколько вперед по отношению к правому. Головки цилиндров отлиты из алюминиевого сплава и имеют двойные ребристые днища для лучшего охлаждения цилиндров двигателя мотоцикла Урал М 72. Между головкой и цилиндром установлена асбометаллическая прокладка.

Поршни отлиты из специального алюминиевого сплава, что способствует их лучшему охлаждению. В верхних канавках поршней установлены два компрессионных кольца. В нижней канавке — масло сборное кольцо. В нижней канавке имеются сквозные вырезы, предназначенные для уменьшения теплопередачи от головки к юбке поршня и для сгона масла, снимаемого масло сборным кольцом со стенок цилиндра.
Поршневые кольца изготовлены из специального чугуна. Все кольца имеют прямые замки, зазор в которых в рабочем положении составляет 0,25—0,45 мм.

Шатуны имеют неразъемные головки. В малые головки запрессованы бронзовые втулки, а в большие вставлены однорядные роликовые подшипники с сепараторами. Малая головка соединяется с поршнем при помощи плавающего поршневого пальца. Ролики большой головки обкатываются по поверхности шейки коленчатого вала, который имеет два колена с радиусами кривошипов 39 мм. Коленчатый вал в сборе с шатунами является неразъемным узлом, так как его разборка и сборка невозможны без специальных приспособлений.

Долговечность работы этого узла гарантируется заводом в пределах 15 000 км. В собранном виде вал устанавливается в неразъемном картере на двух шарикоподшипниках. Для крепления двигателя к раме мотоцикла в нижней части картера имеются специальные приливы с отверстиями для сквозных болтов.

Двигатель М 72 в разобраном виде

Двигатель мотоцикла М 72 (в разобранном виде).
1 - крышка картера передняя; 2 - трубка сапуна; 3 - контргайка; 4 - сальник распределительного вала; 5 - корпус сальника; 6 - крышка распределительной головки; 7 - сапун; 8 - шестерня распределительного вала; Р - распределительный вал; 10 - фланец распределительного вала; 11 - подшипник распределительного вала; 12 - уплотнительная прокладка; 13 - втулка распределительного вала; 14 - картер; 15 - прокладка генератора; 16 - шестерня генератора; 17 - соединительная штанга; 18 - втулка шестерни привода масляного насоса; 19 - шестерня; 20 - пробка шестерни; 21 - упор генератора; 22 - крышка и прокладка клапанной коробки; 23 - винт крышки; 24 - маховик; 25 - палец маховика; 26 - замочная шайба и болт крепления маховика; 27 - болт и замочная шайба шестерни коленчатого вала; 28 - шестерня коленчатого вала; 29 - крышка корпуса подшипника; 30 - подшипник; 31 - корпус подшипника; 32 - коленчатый вал; 33 - маслоуловитель; 34 - уплотнительная прокладка; 35 - корпус заднего подшипника коленчатого вала; 36 - сальник; 37 - сепаратор роликоподшипника большой головки шатуна; 38 - ролик; 39 - шатун; 40 - втулка малой головки шатуна; 41 - палец поршня; 42 - поршень; 43 - маслосъемное кольцо; 44 - компрессионное кольцо; 45 - трубка масляной магистрали; 46 - пеногасители; 47 - распорная втулка картера; 48 - уплотнительное кольцо; 49 - пробка; 50 - соединительная муфта; 51 - прокладка корпуса масляного насоса; 52 - корпус масляного насоса; 53 - шестерни масляного насоса; 54 - крышка корпуса масляного насоса; 55 - фильтр масляного насоса; 56 - поддон; 57 - уплотнительная прокладка поддона; 58 - сливная пробка и уплотнительная шайба; 59 - прокладка цилиндра; 60 - левый цилиндр; 61 - прокладка карбюратора; 62 - прокладка головки цилиндра; 63 - головка цилиндра; 64 - болт крепления головки цилиндра; 65 - тарелка клапанной пружины верхняя; 66 - прокладка клапанной пружины уплотнительная; 67 - клапан; 68 - пружина клапана; 69 - нижняя тарелка клапана; 70 - сухарь; 71 - болт и контргайка толкателя; 72 - направляющая толкателя; 73 - толкатель; 74 - планка направляющей толкателя; 75 - шпилька планки.

Система смазки двигателя мотоцикла Урал М 72

Смазка двигателя мотоцикла Урал М 72 имеет комбинированную систему смазки. Питание двигателя происходит от двух кабюраторов. Под давлением смазываются подшипники больших головок шатунов, левый цилиндр и шестерня распределения. Остальные детали смазываются разбрызгиванием масла масляным туманом. Нижняя часть картера двигателя закрыта стальным штампованным поддоном, являющимся резервуаром 19 для масла, емкость которого составляет 2 литра.

Схема смазки двигателя М-72

Смазка двигателя мотоцикла Урал М 72 под давлением осуществляется при помощи одноступенчатого шестеренчатого насоса 1, приводимого в действие от распределительного вала двигателя. При работе двигателя шестерни наcoca 2 и 3 гонят масло в главную масляную магистраль, а оттуда к двум маслоуловителям 12, на верхнюю стенку левого цилиндра и к ведущей шестерне коленчатого вала. После этого масло разбрызгивается на трущиеся поверхности деталей кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения. В корпусе распределительной коробки смонтирован золотниковый сапун, вращающийся вместе с шестерней распределительного вала и предназначенный для снижения давления масла в картере двигателя мотоцикла.

Питание двигателя мотоцикла Урал М 72

Система питания двигателя мотоцикла Урал М 72 включает в себя топливный бак емкостью 22 л, трехходовой краник КР-16 и два карбюратора К-37 А, имеющие один общий воздухоочиститель, всасывающие и выхлопные трубы. Карбюраторы имеют одинаковое устройство, но невзаимозаменяемы (левый и правый).

Карбюратор К-37 А

Карбюратор К-37 А состоит из корпуса, за одно целое с которым отливается поплавковая камера. Последняя закрывается крышкой 3, в которой имеется утопитель 5. При нажатии на утопитель поплавок опускается, уровень топлива в камере повышается, и смесь, поступающая в цилиндры двигателя, обогащается. Система питания подготовила двигатель мотоцикла к пуску.

Для автоматического регулирования уровня топлива в поплавковой камере имеется запорная игла 4, управляемая пустотелым поплавком 6. Топливо поступает в поплавковую камеру до тех пор, пока поплавок не всплывет вместе с запорной иглой, а последняя своим верхним коническим концом не перекроет отверстие штуцера в крышке поплавковой камеры. На штуцере имеется сетчатый фильтр 8, предназначенный для фильтрации топлива.

В нижней части корпуса имеются два отверстия. В верхнее отверстие ввинчивается распылитель 10, в который, в свою очередь, ввинчивается главный жиклер 9. В нижнее отверстие ввинчивается штуцер 7 с фильтром 8. Распылитель сообщается со смесительной камерой воздушным каналом.

Жиклер малых оборотов (холостого хода) 13 ввинчивается в нижнюю часть корпуса карбюратора. Жиклер закрывается снизу запорным винтом 21, который предназначен для продувки жиклера. Топливо к жиклеру малых оборотов поступает из поплавковой камеры по каналу 14, а воздух подводится из воздушного патрубка через воздушный канал 16 и дополнительный канал, соединенный с воздушным фильтром 17. Воздушный канал 16 перекрывается регулировочным винтом 18 с контргайкой.

Над распылителем расположен дроссельный золотник 2 с иглой 12 и пружиной 23. Золотник имеет скос со стороны поступающего в патрубок воздуха, а на боковой поверхности — два продольных паза.

Игла дросселя входит во внутренний канал распылителя главного жиклера, благодаря чему топливо к распылителю поступает по кольцевому зазору между стенкой канала распылителя и иглой. В верхней части иглы имеется четыре отверстия. Если совмещать поочередно эти отверстия с двумя отверстиями, имеющимися в корпусе - золотника, то можно получить восемь различных положений иглы по высоте.

Чем ниже расположена игла, тем беднее смесь, и наоборот.

Дроссельный золотник перемещается по направляющей, которая закрывается сверху крышкой 24 и закрепляется накидной гайкой 25. Пружина 23 отжимает золотник вниз, а подъем золотника вверх ограничивается упором 20. Этот упор (ограничитель) в период обкатки не позволяет давать двигателю большие обороты и перегружать его.

Дроссельные золотники поднимаются или опускаются при вращении в соответствующую сторону поворотной ручки газа, соединенной с золотниками при помощи тросов. Оба золотника должны приводиться в действие и работать синхронно, что достигается определенной установкой упоров оболочек тросов 26 с последующей затяжкой контргаек 27.

Механизм газораспределения двигателя мотоцикла Урал М 72

Механизм газораспределения двигателя мотоцикла Урал М72 имеет нижнее (боковое) расположение клапанов.

Распределительный вал смонтирован в верхней части картера на двух бронзовых подшипниках (выпуск до 1955 года). На мотоциклах более поздних выпусков передний бронзовый подшипник заменен шариковым.

Распредвал получает привод от коленчатого вала двигателя через пару шестерен со спиральным зубом.

За одно целое с валом выполнено пять кулачков: два всасывающих, два выпускных и один кулачок зажигания.

Последний служит для размыкания контактов прерывателя.

Механизм газораспределения двигателя мотоцикла Урал М 72

Подъем клапанов при работе механизма газораспределения двигателя мотоцикла Урал М 72 осуществляется через прямоугольные плоские толкатели, изготовленные из чугуна с отбеленными рабочими поверхностями.

Толкатели перемещаются в алюминиевых направляющих втулках.

Надежная работа двигателя гарантируется при условии наличия термического зазора между болтами толкателей и стержнями клапанов. Этот зазор для холодного двигателя должен быть равен 0,1 мм.

Управление мотоциклом Урал М 72

Управление мотоциклом Урал М 72 осуществляется механизмами, расположенными на руле и имеющими ручной привод.

Кроме того, имеются парная тормозная педаль и рычаг переключения скоростей коробки передач.

К ручным механизмам управления относятся: ручка газа, рычаг переднего тормоза, рычаг муфты сцепления, комбинированная манетка.

Комбинированная манетка управления мотоциклом М 72

Ручка газа, расположенная на правой половине руля, соединяется при помощи гибких тросов с карбюраторами. Для увеличения числа оборотов двигателя ручку газа нужно повернуть на себя, а для уменьшения от себя.

Рычаг переднего тормоза шарнирно укреплен на кронштейне с правой стороны руля и гибким тросом соединен с рычагом 24. Для торможения переднего колеса рычаг переднего тормоза нужно прижать к рукоятке руля.

Рычаг муфты сцепления расположен на левой рукоятке руля и при помощи гибкого троса соединен с рычагом 19 сцепления. Для выключения сцепления рычаг муфты следует прижать к рукоятке руля.

Комбинированная манетка предназначена для принудительного опережения зажигания, переключения света в фаре и включения электрического сигнала.

Электрооборудование мотоцикла Урал М 72

Электрооборудование мотоцикла Урал М 72 состоит из следующих приборов и агрегатов:
генератора марки Г-11А;
аккумуляторной батареи З-МТ-7 или З-МТ-14;
реле-регулятора РР-31;
катушки зажигания ИГ-4085-Б;
прерывателя-распределителя ПМ-05;
запальных свечей НА11/11АУ;
фары ФГ-6, ламп освещения, сигнала, переключателей и контрольной лампы.

Запальная свеча М 72

Запальная свеча НА11/11АУ—разборного типа, состоит:
из уралитового изолятора 1;
центрального электрода 4;
стального корпуса 2;
бокового электрода 5;
гайки изолятора 3;
двух медных прокладок 6;
одной медноасбестовой прокладки 7.
Сверху центральный электрод закрыт карболитовым наконечником 5.
Искровой зазор между центральным и боковым электродами должен быть 0,7 мм.

Фара М 72

Фара ФГ-6 состоит из корпуса 1, ободка 2 с рассеивателем, рефлектора 3 с двухнитевой лампой 4 и лампой света стоянки 5. В корпусе фары размещены центральный переключатель 6, переключатель дальнего и ближнего света 7, спидометр 8, контрольная лампа 9 и предохранитель 10. Включение различных положений центрального переключателя производится при помощи ключа 11. По бокам корпуса фары имеются держатели проводов.

Схема электрооборудования мотоцикла М 72.

Электрическая схема мотоцикла Урал М 72 1 – двухнитевая лампа; 2 – ключ зажигания; 3 – предохранитель; 4 – фара; 5 – центральный переключатель; 6 – провод рефлектора на массу; 7 – провод высокого напряжения; 8 – свеча; 9 – провод высокого напряжения; 10 – катушка зажигания; 11 – габаритный фонарь; 12 – сигнал; 13 – провод заднего фонаря коляски; 14 – лампы заднего фонаря коляски; 15 – лампы заднего фонаря мотоцикла; 16 – датчик стоп-сигнала; 17 – реле-регулятор; 18 – генератор; 19 – аккумулятор; 20 – провода низкого напряжения; 21 – массовый провод аккумулятора; 22 – прерыватель; 23 – распределитель; 24 – провод высокого напряжения; 25 – соединительные провода прерывателя с катушкой зажигания; 26 – кнопка сигнала; 27 – провод сигнала; 28 – рычажок опережения зажигания; 29 – трос переключения света; 30 – переключатель света; 31 – контрольная лампа; 32 – лампа стояночного света; 33 – лампа освещения спидометра; 34 – соединитель проводов мотоцикл – коляска; 35 – провод заднего фонаря коляски;36 – провод заднего фонаря коляски; 37 – Ш, Я и Б – клеммы реле-регулятора.

Устройство остальных электроприборов и агрегатов мотоцикла Урал М 72 приведено в описании электрооборудования мотоцикла К 750.

Необходимый водительский инструмент показан ниже.

Водительский инструмент М-72

Коляска мотоцикла М 72

К мотоциклу М 72 могут прикрепляться пассажирские коляски двух типов.

С жестким креплением колеса на двухопорной оси и с торсионной подвеской колеса на консольной оси.

Коляски второго типа мотоциклов Урал отличаются достаточно высокой мягкостью хода и большей долговечностью.

Коляска мотоцикла М 72

Кузов коляски изготовляется из стальных листов толщиной 1 мм, сваренных между собой точечной сваркой. Кузов состоит из бортов 1, сиденья 3 со спинкой 4 для пассажира, деревянного настила 2 и крышки багажника с держателем запасного колеса 5.

Крышка багажника открывается поворотом валика 6 с установленными на нем кулачками 7 и 5. В свободном состоянии валик замка отжимается пружиной 9.

Кузов соединяется с рамой впереди двумя скобами 10 с резиновыми подушками 12 в обоймах 11. Задняя часть кузова опирается на балку, подвешенную при помощи башмаков на концах рессор

.

Рама коляски соединяется с мотоциклом в четырех точках при помощи двух цанговых зажимов и двух стоек.

Похожие статьи:

  1. Ходовая мотоцикла Урал М 72
  2. Силовая передача мотоцикла Урал М 72
  3. Урал М 67-36 с коляской
  4. Мотоцикл К 750
  5. Мотороллер Тула Т-200
  6. Мотороллер Тулица технические характеристики

Видео. Урал М 72